top of page

Модуль 4

Понимание ваших собственных реакций на травму и их цели

В этом модуле будет рассмотрен основанный на травмах информированный подход к пониманию самих себя во время и после сексуального насилия. Вместо того чтобы считать себя психически больными или ненормальными, мы можем использовать модели травм и социальные модели, чтобы рассмотреть наше поведение, мысли и чувства

Задание для разминки

Общее задание

Прежде чем читать этот модуль или смотреть видео, напишите или подумайте над следующим вопросом: как вы думаете, у всех выживших и жертв жестокого обращения есть проблемы с психическим здоровьем или вы думаете, что они травмированы? Могут ли они иметь и те, и другие проблемы?

Личное задание

Изучите свои собственные реакции на сексуальную травму. Как вы думаете, что изменилось в вашем поведении, мыслях и чувствах с тех пор, как вы подверглись насилию или изнасилованию?

Что на самом деле означает "подход, основанный на информации о травме"?

Основанный на информации о травмах подход к пониманию человеческих страданий - способ, с помощью которого мы можем исследовать реакции на травму без постановки человеку медицинских диагнозов.

Вместо того, чтобы рассматривать реакции на травму как психические заболевания, расстройства и ненормальное поведение, основанный на информации о травме подход рассматривает реакции на травму как нормальные, рациональные и целенаправленные. Таким образом, подход к пониманию самих себя, основанный на информации о травмах, является противоположностью медицинской модели психического здоровья. Вместо этого подход, основанный на информации о травмах, опирается на социальную модель психического здоровья, которая утверждает, что мы должны смотреть на контекст, окружающую среду и ситуации, чтобы исследовать травму. Подход, основанный на информации о травмах, направлен против обвинений и стигматизации.

 

Это не вопрос "Что с тобой не так?"

Это "Что с тобой случилось? Что именно кто-то с тобой сделал?"

Приведём пример.

Описание человека по медицинской модели

 

У Барбары в истории - сексуальное насилие в детском возрасте. У нее было диагностировано тревожное расстройство, расстройство личности, и она плохо взаимодействует с нашими услугами. Мы пытались поддержать ее, чтобы она рассказала о том, что произошло, но она отказывается раскрываться. Она плохо выстраивает отношения и часто отказывается доверять новым сотрудникам или работникам, оказывающим поддержку. У нее проблемы с привязанностью, и она не готова к поддержке.

 

Описание человека, основанное на травме

 

Барбара подверглась сексуальному насилию в детстве. Она все еще очень напугана и в данный момент борется с травматическими реакциями. Она еще не готова говорить с нами о том, что произошло, поэтому вместо этого мы поддержали разговор с ней о других вещах, о которых она хотела говорить. Она боится новых людей и пока не готова доверять никому из нас, это займет время, и к этому нужно подходить в ее собственном темпе, когда она будет готова.

 

Возможно, вы ясно видите, что медицинская модель диагностирует у Барбары психические расстройства, жалуется на ее отсутствие вовлеченности и самопомощи. Напротив, модель, основанная на информации о травмах, не стремится ставить Барбаре медицинские диагнозы, а вместо этого рассматривает ее поведение как нормальное и рациональное.

Какова цель реакций на травму?

Все наши реакции на травму означают что-то важное. Это не просто симптомы дистресса, это реакции, которые мы развили, чтобы помочь нам пережить или проработать травму в сам момент травмирующего события и уже после него. Реакция на травму означает что-то индивидуальное для каждого человека. У двух людей могут быть одни ретроспективы, но они могут возникать по разным причинам и переживаться по-разному.

 

Цель всех наших реакций на травму - предупредить нас об опасности и гарантировать, что это не повторится с нами снова. Например, если после сексуального насилия вы обнаружили, что у вас осталось множество «триггеров», думайте о них как о полезных сигналах, вместо того, чтобы рассматривать их как проблемные или беспорядочные знаки. Ваш мозг активируется этими запахами, видами, звуками или ощущениями, чтобы защитить вас от дальнейшего вреда. Это было абсолютно жизненно важно для нас, когда мы были добычей в дикой природе. Нам нужно было помнить, какие события, животные, природные элементы или события могут убить или причинить нам вред. Мы помнили ощущение, вид, звук, запах или вкус надвигающейся опасности, чтобы мы могли убежать или защитить себя.

 

Триггеры травмы делают то же самое. Они напоминают нам о факторах, которые могут защитить нас в будущем. Например, для вас могут стать триггерами люди с определенным лосьоном после бритья, или автомобили определенного цвета и марки, или запахи сигарет, или вкус вина. Это важные способы, которыми наш мозг пытается обезопасить нас.

Какова цель механизма преодоления трудностей?

Подобно реакциям на травму, все механизмы преодоления травмы имеют важную цель. Механизмы преодоления могут быть любыми. Некоторые из нас могут пить, принимать наркотики, переедать, ограничивать потребление пищи, причинять себе вред, слишком много работать, наказывать себя, переусердствовать в достижении целей, стать перфекционистами или даже изменить что-то в себе, чтобы справиться.

 

Некоторые исследования (Морроу и Смит, 1995; Итон и Патерсон-Янг, 2018) показывают, что все наши механизмы преодоления трудностей на самом деле сводятся к двум целям:

 

  1. Чтобы уберечь себя от переполнения чувствами и воспоминаниями, с которыми мы не можем справиться

  2. Чтобы уменьшить наше чувство бессилия, безнадежности и отсутствия контроля

 

Это исследование очень важно, потому что вместо того, чтобы воспринимать наши механизмы преодоления травмы как психические заболевания или расстройства, в исследовании задается вопрос: "Какова цель этого механизма преодоления? Что конкретно он делает для этого человека?'

 

Если ребенок, попавший в ловушку жестокого обращения, внезапно перестает есть, нам нужно выяснить, является ли это механизмом преодоления или это способ для ребенка вернуть контроль над чем-то в своей жизни. Точно так же, если взрослый начинает пить, чтобы справиться с воспоминаниями о жестоком обращении, мы должны выяснить, уменьшает ли выпивка и расторможенность или расслабление чувство подавленности.

 

Восприятие и проработка наших мыслей, чувств и поведения как реакции на травму, или как механизмов преодоления травмы является ключевой частью принятия основанного на информации о травме подхода к пониманию самих себя. Механизмы преодоления кое-что значат. Они выполняют защитную роль для нас, как физически, так и психологически. Механизмы преодоления существуют не потому, что мы сумасшедшие, неупорядоченные или ненормальные - они всегда служат важной цели.

 

Часто механизмы преодоления развиваются во время жестокого обращения или сексуальных травм и могут продолжаться в течение многих месяцев или лет после того, как вы спаслись от этого.  Например, если вы долгое время подвергались насилию со стороны непредсказуемого, агрессивного человека, некоторыми из ваших механизмов преодоления могли стать уступчивость, молчание и покорность. Возможно, эти инструменты много раз срабатывали, чтобы защитить вас от дальнейшего насилия или жестокого обращения, а затем могут стать некоторыми из ваших механизмов преодоления в будущем. Вы можете заметить, что возвращаетесь к такому поведению, когда люди начинают спорить, вступают в конфронтацию, шумят или становятся агрессивными вокруг вас.

 

Таким образом, изучение того, откуда берутся наши механизмы преодоления и когда мы впервые начали их использовать, может дать нам важное представление о наших мыслях, чувствах и поведении сейчас.

Являются ли реакции на травму одной из форм проблемы психического здоровья?

Подход, основанный на информации о травмах, утверждает, что реакция на травму не является проблемой психического здоровья. Вместо этого мы предпочитаем рассматривать реакции на травму и механизмы преодоления как здоровые, нормальные, рациональные, ожидаемые и оправданные.

Например:

• Это здоровая реакция - пугаться и бояться жестокого обращения и воспоминаний о жестоком обращении.

• Быть травмированным сексуальным насилием — это нормально.

 

Разумно бояться, что это случится с вами снова, и менять свое поведение, чтобы защитить себя.

Ожидается, что у вас будут реакции на травмы после сексуального и бытового насилия. Именно ваши реакции на травму.

 

• Ваши механизмы преодоления оправданы, потому что то, что вы пережили, было травматичным.

При таком подходе теоретики и практики, обладающие информацией о травмах, не считают жертв жестокого обращения психически больными, психически нездоровыми или ненормальными. Они проводят кампанию против постановки медицинских диагнозов и патологизации взрослых и детей, подвергшихся жестокому обращению. Вместо этого они выступают за терапию травм, долгосрочную поддержку и гуманистические, целостные способы поддержки людей, не классифицируя их по психическим заболеваниям, которых у них нет.

 

Это все еще очень спорный способ работы. В мире доминирует подход в соответствии с медицинскими моделями психического здоровья, при котором специалистам и общественности регулярно говорят, что проблемы с психическим здоровьем обусловлены химическими реакциями в мозге, нейропсихологией и дисбалансами. Людям рекомендуется обращаться к медицинским специалистам за лекарствами от своих травм, при этом многие люди находятся в листах ожидания месяцами и годами, чтобы получить поддержку.

 

Однако в настоящее время гораздо больше психологов, терапевтов, социальных работников и консультантов начинают понимать подход, основанный на информации о травмах, и теперь проводят кампанию за прекращение угнетения и постановки медицинских диагнозов травмированным людям. VictimFocus (моя организация) придерживается метода работы, основанного на информации о травмах, который фокусирует внимание на человеке, а не на ярлыках.

Как мне выяснить, что означают мои реакции на травму и механизмы преодоления?

Есть несколько ключевых вопросов, которые вы можете задать себе или записать. Эти вопросы помогут вам понять, что означают ваши реакции на травму и механизмы преодоления. Дайте себе немного времени, будьте терпеливы, изучая эти вопросы, и старайтесь не отвечать на все из них за один раз.

  1. Что я думала, чувствовала и делала, когда со мной происходило насилие?

  2. Что заставило меня делать/думать/чувствовать все это?

  3. Были ли мои реакции на травму полезны для защиты себя или других? Если нет, то что еще они могли означать?

  4. Какими были мои физические и эмоциональные реакции после жестокого обращения или нападения?

  5. Что заставило меня делать/думать/ чувствовать все это?

  6. Как долго длились мои реакции на травму?

  7. Как эти реакции на травму заставили меня чувствовать себя в то время? Оглядываясь на них сейчас, как вы думаете, что они значили?

Механизмы преодоления трудностей

Изучение этих вопросов в свободное время, будь то в вашем дневнике или в вашей голове, может помочь вам исследовать значение и цель ваших реакций на травму и механизмов преодоления. Они могут помочь вам по-другому взглянуть на механизмы преодоления таких проблем, как панические атаки, триггеры, мысли и чувства. Джессика рассказывает об этом в своем видео ниже.

  1. Когда со мной происходило насилие, что я делала, чтобы справиться со стрессом / беспокойством / страхом / чувством вины / стыда?
     

  2. Было ли у меня много различных механизмов преодоления или у меня был один - два основных механизма?
     

  3. Какой из моих механизмов преодоления помог мне почувствовать себя лучше? Заставило ли меня что-нибудь чувствовать себя хуже?
     

  4. Когда я впервые начала использовать этот механизм преодоления? Началось ли это во время жестокого обращения или раньше? Или когда я была ребенком?
     

  5. Как мой механизм преодоления помог мне в то время?
     

  6. Как мой механизм преодоления продолжает помогать мне сейчас?
     

  7. От чего этот механизм преодоления защищает меня? От мыслей? Страхов? Чувств?
     

  8. Когда я чаще всего использую этот механизм преодоления трудностей? Становится ли что-нибудь или кто-нибудь триггером?
     

  9. Есть ли какие-либо обстоятельства, при которых я не чувствую, что мне нужен этот механизм преодоления? Есть ли кто-то или где-то, кто заставляет меня чувствовать себя в полной безопасности?
     

  10. Насколько, по моему мнению, эффективны мои механизмы преодоления? Работают ли они все еще в мою пользу?

Видео урок

Понимание ваших собственных реакций на травму

Задание этого модуля

По итогам этого модуля вы можете изложить письменно свои мысли или просто подумать на одну из трех тем:

1. Нарисуйте паутинную (радарную) диаграмму всех эмоциональных, физических и поведенческих реакций, которые наступали у вас в ответ на сексуальную травму. На следующей странице нарисуйте еще одну паутинную (радарную) диаграмму всех ваших прошлых и нынешних механизмов преодоления сексуальной травмы. Подумайте, связаны ли между собой какие-либо из них или имеют какие-либо общие черты.

2. Подумайте о подходе, основанном на информации о травмах, в сравнении с подходом по медицинской модели, к пониманию жертв и лиц, переживших жестокое обращение. В чем разница между восприятием жертв и переживших насилие как "психически больных" и восприятием их как людей, травмированных тем произошедшим?

3. Напишите размышление об этом модуле. Что вы узнали о себе и своих собственных реакциях на травму и механизмах преодоления?

bottom of page